История поселения

ПЕРМСКАЯ  ЛЕТОПИСЬ ШИШОНКО

 

 (из книги четвертого периода)

Начало на стр.148

 

В приходе в с.Горы существовало общественное училище до 1861 года, учрежденное удельным ведомством в 1849 году. Оно помещалось в деревянном здании, выстроенном тоже уделом. Обучением  мальчиков в училище занимались следующие лица:

с 1842-1864 годы  был законоучителем и учителем Конев, а с 1850 по 1866 годы лишь законоучителем.

С 1850 по 1864 годы учителями состояли разные лица  из мещан и крестьян.

С 1864 по 1867 годы  окончивший курс в семинарии Н.И.Серебрянников.

С 1867 по 1868 годы – Е.И.Миловидов.

С июля 1868 по ноябрь 1869 года – П.А.Пьянков.

На  законоучительской должности с 1866 года  состоял В.Г.Пьянков.

С 1596 года  в Горском притче состояли следующие лица: поп Тимофей Пантелеев, дьячок Ивашка Лукоянов сын Сисполев ( с 1596 по 1782 записей никаких не имеется в церковном архиве).

В 1782 году священник Афонасий Петров Мухин, диакон Федор Яковлев Кузнецов, дьячок Матвей Григорьев Кобелев и пономарь Стефан Яковлев Плотников, который в 1821 году посвящен во иерея  в Сарапульский заказ.  Во время 5 народной ревизии, бывшей в 1795 году, в притче были : священник Григорий Трофимов Леонтьев, на 34 году жизни поступивший в монахи, дьячок и  дьякон – то же.

         В 1798 году Алексей Михайлов Посохин, который в 1829 году почислен за штат, он умер на 83 году  жизни. В это время дьячком поступил Тихон Афанасьев Мухин, который помер в 1836 году на 59 году жизни. Пономарское место с 1806 году по 1834 год занимал Стефан Иванов Попов. Все это показывает о древности существования прихода. ( стр.152-153)

         Горский приход принадлежит к числу древнейших в Осинском уезде., когда он образовался с точностью неизвестно, но есть положительное указание в документах, что он существовал в 1596 году, что относится ко времени царствования Федора Ивановича. В 1596 году была  народная перепись в Дворцовой Осинской Никольской слободе с ее деревнями, жителями, дворами и землями. В этой переписи (см. Пермские губернские  ведомости за 1869 год № 37,38 и 45) , между прочим, упоминается и о Горском приходе. В селе Рождественском (в Горах) перепись исчисляет  23 разнородных фамилии, из них 3 духовные и 20 крестьянских, 14 крестьянских дворов, в которых людей  24 человека, недорослей 19, один двор мельников, два двора засыпок, в которых жителей 8 человек и 9 дворов пустых, всего 26 дворов  и в них жителей 51 человек.

         К приходу село Горы перепись причисляет 8 деревень, из которых одна Пьянкова с 11 человеками взрослых жителей, 7 недорослями, принадлежащими к 6 дворам, затем Драчева с 5 фамилиями и 5 дворами, Пещеры с 10 фамилиями и 12 дворами, Карташова с 2 фамилиями, Пизьма с 9 фамилиями, Гольяны с 5 фамилиями и Богомягково с 2 фамилиями. Всего в 9 селениях, считая самое с.Горы перечисляется 74 двора жилых и 30 дворов пустых, в жилых262 м.п.д., из которых 179  совершеннолетних и 89 недорослей, принадлежащих к 68 разным фамилиям…

         До основании с.Горы, старожилы рассказывают, была здесь небольшая деревня Ольхи, стоящая на краю Оврага, на правом берегу  р.Тулвы, в 100 саженях от того места, где водружен ныне крест. На восток, на правой руке большого оврага, и по сие время приметны места жилищ, теперь по этому логу или оврагу  в весеннее время ездят на паром для переправы за р.Тулву и эта переправа носит название «Под Крестиком».

         До основания с.Гор жители дер.Ольки устроили на угоре крест и хотели на этом месте соорудить церковь, но неизвестно, по каким причинам все они разбежались в разные места, после того, говорят старожилы, уже основалось нынешнее с.Горы и починок Ермаков.

         Горское село  в переписных книгах носит название Рождественского, по церкви, бывшей во имя Рождества Христова и сгоревшей. Горским оно названо вероятно,  по занимаемому им местоположению. Оно расположено на трех горках, и все три части его разделены  между собою естественными преградами: большая часть  от средней и меньшей , большим логом, руслом речки Мосиха. Отчасти, а меньшая  или средняя от малой и главной части села, где храм стоит, речкой Мосихой, названной  по имени Моисея, некогда бывшего винокуренного мастера, проживавшего в с.Горы, при своем винном складе, которое помещено было около р.Мосиха.  Винокуренное же заведение Моисея было в д.Малой Комаровой.

         В с.Горы существует две улицы, которые следуют по течению р.Мосихи с юга на север, одна улица носит название Вотяковой или Зареченской – с.Горы на северо-восток от себя имеет за р.Пизей очень высокую гору «Карабаиху», с которой будто бы видны маяки Воткинского завода Вятской губернии.  С горы же видны  следующие окрестные церкви с их приходами : г.Осу в 9 верстах отстоящую от села, с Успенским собором, с.Устиново в 14 верстах, Гамицы в 12 верстах, с.Комарово в 5 верстах и с.Беляевку  в 20 верстах – с.Горы от р.Камы отстоит в 2 верстах, в весеннее время случается, что Камская вода сливалась с реками Тулва и Пизьма, подходит под самое село и тогда сообщение с г.Осою бывает  по воде.

         В начале Х1Х столетия с.Горы было окружено лесами, а спустя полстолетия леса были вырублены и заселены починками, которых образовалось 18. Старожилы говорят, что в этом селе  существующая здесь церковь уже третья : первая сгорела, о ней осталось только устное предание, вторая от ветхости сломана, о ней сохранились документы с 1794 года, настоящий же храм есть каменный, построенный старанием прихожан в 1834 году посвящен  имени Воздвижения Креста Господня, по сему называется  Крестовоздвиженским.

         Прихожане Горского села  суть крестьяне чистого русского  племени, в управлении подлежат удельному начальству. В  1861 году богатых  между ними считалось 15 семейств, средних 290, бедных 60, из них ямщиков – 100, стекольщиков – 10, плотников – 10, пильщиков- 20, колесников- 10, котельшщиков-10 (стр.154-155).

         Сделана каменная ограда вокруг церкви с железными воротами и решетками, в Воткинском заводе, старшим мастером А.А.Граховым.   

         В 1864 году перемены в здании велись под наблюдением техника С.Г.Гребенцова. Внутри и снаружи храм оштукатурен в 1865 году.

В прочем еще в 1823 году 27 июня нижегородские крестьяне : Я.М.Тюрин и Г.И.Казарин заключили условие  с горскими прихожанами на постройку каменной церкви в с.Горах за 17000 рублей, а с обязательством в 6 лет все работы по церкви окончить, а в 1832 году 14 декабря, церковнослужители с.Горы Кресторождественской церкви подрядили унтер-шихмейстера Мотовилихинского завода П.С.Стефанова же сделать иконостас в продолжении 12 года., во вновь строящуюся церковь, во имя Воздвижения Креста Господня, за 3000 рублей, а с добавлением ему 200 пудов ржаного хлеба, что им и  исполнено, а в 1864 году 22 марта Бабинцев …

         Всего же употреблено денег на постройку и устройство  Горской церкви с 1823 по 1868 годы – 9446 рублей серебром.

Близ с.Гор на правом берегу реки Тулвы, существует деревянный крест, к которому ежегодно бывает крестный ход (см. Пермские епархиальные ведомости за 1869 год № 22).

         Крестных ход начался по следующему случаю: в незапамятные времена на увале в лесу сосновом, как рассказывают старожилы, на сосне появилась медная икона, изображающая Воздвижение Креста Господня, величиною в 3 вершка. Эту икону с увала неоднократно, как говорит предание, уносили в Горскую церковь, но она  возвращалась на то же самое место, где появилась в первый раз.  ( о существовании деревянной церкви в церковном архиве хранится грамота за № 905, данная в г.Хлынов, Вятской губернии, преосвященным Лаврентием епископом Вятским, 24 марта 1778 года, в пригороде Осы протоирею Алексею Арбузову. В то время Горская церковь  находилась под                                  Сарапульского д. Правления и по книгам с.Гор числилась Дворцовой Осинской волости Христорождественской церковью , а не Крестовоздвиженскою).

         После этого жителями д.Ермаковой слышен был стук от рубки топором в том сосновом лесу, некоторые из жителей ходили туда узнать причину стука, но ничего не могли узнать.  По прошествии двух дней оказалось, что на том месте, где появилась икона в первый раз, был поставлен деревянный крест, и в него была врезана та икона, что явилась на сосне. По  обветшании этого креста , выстроен был другой крест, который существовал до 1830 года, а потом неизвестно каким образом затерялся, в последствии чего на место его выстроен  был новый, уже третий крест и в него врезана медная икона  2  ½ вершка величины.

         Этот крест существовал до 1855 года. В 1855 году  сооружен прихожанами и старанием местного священника Николая Конева  большой крест из соснового лесу в 5 сажень высоты, каменною тумбою и медным распятием. 14 сентября каждого года церковнослужителями Горской церкви делается крестный ход к сему кресту и тут совершаются ими  молетствия, а в самом селе бывает местный праздник. (стр.151)

         В приходе существует три деревянных часовни : а) в д.Пьянковой, во имя святого Прокопия, празднуемого 8 июля, б) в д.Пещерах во имя Фрола и Лавра, празднуемых 18 августа, в) в д.Копыловой во имя Вознисенья Господня. О начале существования этих часовен ничего неизвестно,  в прочем, говорят, что они построены по случаю праздников в давние времена прихожанами.

         Церковь имеет 29 десятин и 1050  сажень земли, издавна данной прихожанами притчу. К сему отводу в 1837 году генеральным землемером Варадиевым прибавлено 99 десятин, но сим последним наделом духовенство не пользуется, потому что,  оно не было разрешено удельным ведомством.

         Кладбище здешней церкви находится около церкви, под ним общественной земли 2 десятины, ограждено деревянной оградою и вокруг обсажено березовыми деревьями, которые посажены о.Николаем Коневым.

         6 октября 1863 года для Горской Крестовоздвиженской церкви получен антимине, на голубом атласе, за подписями архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита.

         В церковном архиве хранится евангелие, напечатанное при великом государе Иоане и Петре Алексеевичем и патриархе Иоаниме в 1688 году. 12 сентября. Так  же хранятся  в архиве иконы, писанные в ХУ11 ст. Воздвижение Креста Господня Скорбящей Божией Матери, Св.Троицы, Архистратига Михаила и проч. Бесплатных сил. Знамение Божией Матери, архидиакона Стефана (на двери диаконской), Иоана Предтечи и Николая Чудотворца, это последняя икона писана еще в ХУ1 столетии.

         При основании прихода, как видно из переписных книг Дворцовой Осинской Н.Слободы 1596 года  притче при Горской церкви было 3 человека: священник и два причетника, в 1846 году к сему штату прибавлены еще: священник и диакон, но в 1854 году число это уменьшилось, по случаю вновь выстроившейся в приходе церкви в с.Комаровском – с 1854 года  причт при здешней церкви состоялся следующий: священник, дьячок и пономарь, самая церковь почислена в У класс.

         Стр.153. Старожилы рассказывают, что первыми поселенцами в приходе были выходцы из Чердынского края. Несколько позднее сюда из Обвинского края (так называется от реки Обвы), две фамилии Мутовкины и Кадочниковы, которые так же, как и первые, стали заниматься земледелием. Первые поселенцы должны были постоянно  бороться с башкирцами, которые окружали их с трех сторон. У каждого поселенца были готовы на всякий случай луки, стрелы с железными наконечниками и копья.

         Еще не так давно были такие стрелки из стариков, что за 40  саженей разбивали из лука куриное яйцо, положенное на пол. Нередко случалось, что первые поселенцы бросали свои дома и бежали в другие места более населенные и безопасные. Старожилы указывают на некоторые бежавшие семейства, поселившиеся в Медянском приходе. Из переписных книг видно, что из Горского прихода  бежало несколько человек в 1678 году и после них остались в приходе только 30 дворов. Все они  бежали  главным образом от притеснений со стороны башкирцев и по случаю увеличения крестьянских налогов. С 1794 года  Горское народонаселение стало увеличиваться очень заметно. В этом году уже значилось  по исповедным росписям 725 душ  м.п. и 735 ж.п., всего 1460 душ больше против исчисленного в переписи 1596 года на 463  души м.п.

         В настоящее время в приходе значится 13 селений: с.Горы, починки – Ермакова, Глухово, Верх-Пещерка, Карташово,Павлово, Копылово, Ново-Копылово, Подгорный, деревни- Пещеры, Елдушина, Драчева и Пьянкова.  Все эти селения расположены на пространстве 60 кв.верст и находятся вблизи г.Осы и р.Камы., некоторые же расположены при р.р. Тулве и Пизьме или не в дальнем расположении от них. Само с.Горы стоит на  правой стороне р.Тулвы, в 9 верстах от г.Осы, на дороге от Осы к Екатеринбургу (стр.154).

 

         (Стр.156) Между здешними прихожанами  имеется следующее предание о Е.Пугачеве. Не зная, насколько оно достоверно, мы приводим его в том виде, как оно рассказывается.

         Пугач (Пугачев), рассказывает народное предание, в 1774 году будучи близ г.Осы, стоял со своей шайкой в «Большом поле» около 7 месяцев, начиная с нового года до праздника Успение  Божия Матери. Часть его шайки квартировала в Горах, доказательством тому служит то, что в Горском приходе есть д.Казакова (часть починка Ермакова),  получившая свое название от казаков Пугачева, квартировавших в ней во время  стоянки его около Осы. Бывшие здешние крестьяне – Иван Тарасов и один из ермаковских и неизвестный по имени, были у него полковниками. В здешнем приходе Пугач запасался провиантом  и людьми для свой шайки,  захвативши здесь сколько мог народу, он пошел на Казань, а пока стояли здесь башкиры и казаки ловили малых детей и для потехи садили их на штыки, грабежу и своеволию не было границ, так что крестьяне вынуждены были прятать имущество в землю, а сами укрываться в лесах (продолжение 2) стр.156.

         Подлинная с переписных книг выписка, за приписью дьяка Прокопия Возницына – книга соликамского мон. и проч.  В.Шишонко.

В чем 1678 году существовали  следующие поселенья по переписи, сделанной князем Иваном Дашковым. Переписная книга Ивана Дашкова 1678 год издание В.Шишонко.

         1.Осинская слобода

         2.Подгородская слобода

         3.Камская слобода

         4.дер.Усть-Тулва

         5.дер.Богомягкова, ныне Оханского уезда

         6.дер.Пьянкова, то же

         7.дер.Драчево

         8.дер.Пизьма, ныне Осинского уезда

         9.с.Рождественское, то же Горы

         10.д.Карташиха, ныне Оханского уезда

         11.д.Пещеры, ныне Осинского уезда

         12.д.Забегаева, н.Оханского уезда

         13.д.Петухова, то же

         14.д.Гомова, н.Пермского уезда

         15.д.Кокшарова

         16.д.Семакова

         17.д.Устинова

         18.д.Кряж, Осинского уезда

         19.д.Бархатова

         20.д.Суховеркова, о существовании сведений не имеется.

         21. д.Тишкова

         22.д.Вахова, ныне Осинского уезда

         23.д.Треногина – сведений не имеется

         24.д.Толстикова, н.Осинского уезда

         25.поч.Пьянков

         26.д.Шульдиха, н.Осинского уезда

         27.д.Кичигина, н.Оханского уезда

         28.д.Елова, ныне Осинского уезда

         29.д.Крюкова, ныне Оханского уезда

         30.д.Змиева, то же

         31.д.Головниха, то же

         32.село Рождественское (Частые то же) Оханского уезда

         33.д.Пещеры, ныне Осинского уезда

         34.Давыдовка, то же

         35.Байдина, Оханского уезда

         36.Усть-Тулва , Осинского уезда

         37.Бархатова

         38.Мазунина

         39.Верзаковка

         40.Гольяны

         41.д.На бору

         42.д.Десяткова

         43.Суханова

         44.Треногина

Прим. Упомянув выше сего о поселении Горы, что ныне в Осинском уезде скажем о нем подробнее, тем более, что оно уже причислено к селам и в нем находится приходская церковь, которой приложим летопись. (стр.156)

         Храм в с.Горы каменный , во имя Воздвижения Честного Креста Господня, заложен по благословению епископа Пермского и  Екатеринбургского Шустина и старанием прихожан построен в 1834 году. В грамоте этого  преосвященной данной, на заложение храма 16 июня 1821 года за № 2389, Осинскому протоирею Иоану Сапожникову, хотя и упоминается о построении храма с приделом в трапезе, но придел в трапезе не сооружен и по настоящее время  храм освящен Соликамским миссионером Игуменом Ильгю, которому  и выдана на этот предмет грамота, за № 2112 2 июня1834 г. уже преосвященным Аркадием,   архиепископом Пермским и Верхотурским.

         С 1864 года  Крестовоздвиженский храм  следующим переменам. В мае месяце того года по плану и фасаду каменное здание этого храма, по непрочности и по  не вместительности, под наблюдением техника С.Г.Бабинцева, на средства прихожан, перестроено:

1)Верхняя каменная часть колокольни, где повешены колокола, разбросана вместо  нее сложена каменная более обширная,

2)Средняя главная часть храма вся до основания разобрана и с северной и южной сторон пристроены каменные приделы с арками величиною по 2 ½ сажени.

3)На трапезе свод разобран и вместо него, как на трапезе, так и на  трапезе, так и на главной части храма и  пристроях, сделаны накатные потолки, при чем во всем храме  настланы деревянные полы  с окраскою оных.

4)Купол на храме выстроен  деревянный, оштукатуренный и покрыт железом как и другие части церкви, шпиль и главы на колокольне и церкви обшиты белым железом, кресты сделаны железные, узорчатые, в Екатеринбурге, вызолочены с позолотою оных, но не через огонь.

5)Внутри и снаружи храм  оштукатурен в1865 г.

6)Сделана каменная ограда вокруг церкви с железными решетками и воротами, в Воткинском заводе, старшим мастером А.А.Граховым.

         стр.151 Вяткий мещанин С.Г.Бабинцев поправил церковь, с южной  и северной сторон с прикладом к ней каменного придела, при чем он обязался каменный  купол разобрать и вместо него нарубить  деревянный, а так же верхнюю часть колокольни разобрать и вместо оной сложить новую, внутри церковь оштукатурить и полы выкрасить. Всю означенную работу Бабинцев договорился исполнить за 1800 рублей серебром, а в марте1865 г. по договору он устроил каменную ограду на 86 сажень, с тремя воротами и железной решеткой на ограде с тремя железными дверями, за 1923 рубля- что и исполнил за 2 лета.

         Стр.15 Прихожане храм божий посещает усердно, исполняют все  христианские требы, слушают церковные научения, достаточно расположены к грамоте и христианской  общепительности и взаимному  вспомоществованию. Из местных суеверий  и предрассудков  общие и известные суть следующие : оставшиеся  от гроба стружки не сжигают, а выносят в поле, потому, как говорят они- грех топить  печку таким щепьем.  Если пересечет дорогу или попадет навстречу священник, будет несчастье. От  лихорадки лечатся таким образом, истопят баню очень жарко, сведут в нее больного, вымажут его всякой нечистотой, а потом дают ему в руки ружье и велят подкараулить и пугать лихорадку, которую  представляют в виде какой-то девки.

         В свободное от занятий время прихожане любят провести в удовольствии, а в  особенности на масленице.  В это-то время, т.е. на масленице, обнаруживается общий народный разгул, тогда всякий старается  одеться в лучшее платье и выехать в гости к свату или прокатиться по селу на хорошей лошадке.

         Песни, неумолкаемый смех, крик, звон колокольцов и бренчание бубенчиков, толпы народа на улице стариков и малых мужчин и женщин- вот картина, которую представляет большая улица на масленице.

         Молодежь в этом гулянье  забавляет своих подруг угощением- пряниками, конфетками и другими сластями, а новобрачные, а новобрачные выпивают в санях водочку и закусывают печеньями, какие в это время может выдумать русская простонародная кухня. С полдня и до позднего вечера нет почти никакой возможности пройти из конца в конец на улице. Такова масленица в этом месте.

         По большей части, прихожане здесь телосложения крепкого, росту среднего и вида красивого. Занятия их : хлебопашество, стекольничество, плотничество, колесоделание, кошмокатание и рыболовство.  Торговым пунктом для сбыта произведений служит г.Оса. Некоторые  из крестьян занимаются подрядом-перевозкою товаров с Камско-Осинской  пароходной пристани и сибирские города и за уральские заводы до г.Тюмени  и обратно, а ныне приезжают до г.Казани.

         Местных праздников в честь святых бывает в каждом селении по два.

         Главнейшее занятие прихожан с.Горы, как и вообще русского  крестьянина, земледелие. Почва среднего качества, по преимуществу глинистая и мало черноземная, удобряется навозом, без искусственных приемов и средств удобрения.

         Сеют рожь, овес, ячмень, пшеницу, горох, коноплю, лен, репу, в городах садятся огурцы, лук, морковь, свеклу, капусту, хмель, бобы, горох, подсолнечник, калегу и редьку.  Несмотря на непосредственность почвы урожаи бывают выше средних по качеству и доходы от посевов составляют главнейшую статью между  доходами крестьян.

         Положение селений около реки дает им возможность располагать луговыми землями и травой, что служит существенным подспорьем в хозяйстве и в земледелии в особенности.

         Земли во владении крестьян Горского прихода с  арендованного и церковного состоит около 6523 десятин, из коей причитается на каждую ревизкую душу (1080 р.д.) около 6 дес. 100 саженей.

         Под влиянием условий земледельческого быта, вблизи прихода к речкам , г.Осе и положения на коммерческом тракте образовались различные промыслы, между которыми главное место занимает  извозничество, которое бесспорно принадлежит к числу доходных промыслов.

         Некоторые из крестьян проживают дома только  одну треть года, а остальное время проводят в постоянной кочевне от Осы до Перми, от Перми до Екатеринбурга, Ирбита, Тюмени и обратно, но с  проведением  Уральской железной дороги – это дело пало. Однако же извозничество развито у жителей с.Гор.

         Из других промыслов отличается  выгодою  шерстобитничество, коим занимаются жители починков Верх-Пещерки и Карташова, д.Елдушиной  и Пьянковой. Одна пара работников может заработать в продолжении  четырех месяцев от 25 до 50 рублей, кои работают,  по большей части в Сибири, Оренбургской и Уфимской губерниях.

         Жители д.Елдушиной занимаются еще выделкой колес, так что исправный работник в одну зиму  может выделать до 30 скатов, а каждый скат продается от 6 до 7 рублей и дороже. Два работника могут изготовить в день два ската колес. На 10 скатов потребуется дерева , ильмы на пальцы к колесам 3 воза на 30 коп., березы на 2 воза на 10 коп., ободьев 4 штуки на 60 копеек, железа до 10 пудов на 15 рублей, итого на постройку 10 скатов расходуется 16 рублей, а в продаже они стоят 60 рублей. Следовательно, за работу остается 44 рубля. В этой деревне в большом развитии кузнечное  ремесло. Это ремесло распространено и в других селениях, как-то в Горах, Пещерах, в починках – Старокопыловском и Новокопыловском, хотя всех кузниц в означенных селениях насчитывается только до 10. Кузнец за подкову  лошади круглым числом получает  12 копеек, а со своим материалом 1 рубль. Рыболовство процветает по преимуществу между жителями д.Пещеры, д.Драчевой и починке Карташова. Рыболовство производится в р.Тулва, ее заливах и озерах. Хороший рыболов вылавливает весной рыбы   на 20-40 руб. В д.Пьянковой жители прежде занимались предпочтительно дворничеством. Десятки тысяч лошадей в зимнее время  пребывали в их дворах. Через Пьянкову идут подводы из  Гондыря в Пермь и др. места  вверх по Каме.

 В д.Верх-Пещерка  жители занимаются стекольничеством. 15 пар стекольщиков в 2 месяца зарабатывают по 30 рублей на каждую пару.

Но продолжим далее летопись этого прихода. Так зима 1878 года  была непостоянна, то снег, то пурга, то тепло, то вьюга. Снега были очень глубокие. Многие  деревни здешнего прихода были занесены снегом. Весна была то же непостоянная , снег начал таять с 20 марта.  8 был слышен первый громкий удар в с.Горы, продолжавшийся ¼ часа, после которого полил тихий и теплый дождь. Разлив воды был очень велик, вода доходила  до самого села. В ночь на 24 июня была сильнейшая гроза с дождем, освещение от молнии было ослепительно. На поле, от большого креста молния упала в виде снопа над рожью, но вреда не причинило. Сей удар громовой был оглушителен.

 

СТАТИСТИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ С 1795 по1868 г.г.

(за 74 года)

 

Родилось             м.н. 5899    ж.н. 5740  = 11639 об.п.

Умерло                м.н. 3912    ж.н. 3944  = 7859 об.п.

Браков было                 1982

Осталось живых1987 м.п.  1796 ж.п.  = 3783 об.п.

 

За 1794 год по  исповедным росписям было в живых : м.н.725, ж.н.735 = 1460 об.п.

Итого  м.н.2712   ж.н. 2531 = 5243 об.п.

 

         Из числа отделились в другие приходы : в 1842 году – д.Богомягкова в числе душ111 м.н. и 94 ж.н., а всего 205 об.п.

В 1853 году отчислено к Комаровскому приходу 1096 душ ревиз. (а  по другим документам 1000  д.м.н. и 1038 ж.н.) , в 1865 году  и Богом. Кр.д. Гольяны 101 душа м.н. и 106 душ ж.н., итого в сем приходе осталось  м.н. 1435, ж.н. 1198, всего 2633 души об.п.

         В с.Горы 6 мая 1869 года выпал снег в три вершка, 21 и 22 числа мая 1869 года была страшная буря с сильным порывистым ветром, дождем и редким градом. Буря шла по направлению  с запада на восток полосою, ширина которой приблизительно равнялась 40 верстам. В среду в 7 часов 55 мин. Вечера вдруг страшный гром загрохотал на небе, действие молнии было ослепительно, ярко и  беспрерывно, застучали ставни и двери у домов, вихрь с песком и дождем не давали видеть вблизи стоящие предметы, они казались какого-то оранжевого цвета. Явление это, вероятно, произошло от лучей, покатывающего солнца. Порывистый вихрь то срывал крыши с домов и построек, то  отрывал ставни от окон, то сламывал огороды, доски, ставни и другие предметы носились по воздуху и падали довольно на дальнем расстоянии  (от 20 до 100 саженей) от своих первобытных мест. Эта гроза продолжалась до 9 часов вечера. В четверток, 22 мая, в 3 ½ часа от полудни, точно такая же буря была,  хотя она и недолго продолжалась.

         Хлеб на полях от этих бурь немного пострадал, из них яровые только очень дождем залило.

         13 селений Горского прихода потерпели от этих бурь разного ущербу по крайней мере на 1000 рублей.

         23 июня в 12 ½ часа  по полудни была страшная гроза, которая продолжалась всю ночь, только на рассвете на 24 число она стихла. Действие молнии было ослепительно, дождя такое количество пало, что  и старожилы такого наводнения не помнят.

         Река Пизя вышла из берегов, потопила и залила множество льнов, промыла множество плотин и разрушила несколько мельниц.

         Река Тулва тоже  значительный ущерб сделала лугам, низовые травы почти все залило.

         В  церковном архиве хранится Новый Завет, печатанный в 1732 году,  в царствование Анны Иоановны, в конце этого завета  стихотворным слогом написано …

         20 сентября 1869 года при 2 градусах тепла выпал первый снег толщиной в 2 вершка, который лежал около недели , а потом растаял. Температура воздуха в с.Горы  была следующая, 3 июня в 8 часов утра на равнине 22 градусов тепле, на горе же Карабаихе в 8 часов 21 мин. 18 градусов тепла, 4 июня в полдень на равнине 24 гр., а в 8 час. 5 минут вечера 20 градусов.

         11 декабря 1869 года была посещена церковь Осинским благочинным протоиреем С.Я.Костаревым

         В 187 году июня 10 числа, в среду, около 5 часов вечера был сильнейший гром , который продолжался около часу времени. Тогда молнией отбило 3 карниза на колокольне вместе с кирпичом и расщепало часть небольших деревец, ведущих на крышу трапезы. Здесь молния пала в виде ракеты и спустившись в трубу (которая была не закрыта), воспламенила сажу как в ней так и чугунной печи, и в то же время, сторожа сидящего напротив печи, оглушило минут на 10. Впрочем особенных повреждений более по исследованию не оказалось.

          3 сентября 1870 года был съезд духовенства, Осинского благочинического округа 1 десятка, избрали из среды себя на будущее трехлетие в депутаты на Пермский окружной училищный съезд Горского священника Василия гр.Пьянкова с производством ему жалования на путевые расходы по 1р.30 коп. серебром со штата.

         В ночь с 8 на 9 октября 1871 года при пяти градусном морозе р.Тулва покрылась льдом, так рано стала река 15 лет тому назад, по сказанию старожилов. Осень этого года была очень сырая- проливные  дожди р.Тулву подняли так высоко, что почти из берегов она вышла и застыла. Снегу не было а земля замерзла.

         С 10 по 17 февраля 1871 года погода  стояла самая неприятная, бураны и вьюги не давали покою ни людям , ни животным. Дома были завалены снегом, вставши поутру, с трудом можно было из дому выйти, так много снегу навалило на землю. Молотить хлеба крестьянам не было возможности, все занесло снегом. В январе холода имели до 30-35 градусов по Р. Вообще зима в 1871 году стояла самая холодная по случаю бурь и вьюг, на первой неделе великого поста говельщиков было очень мало, именно 65 человек, обоего пола.  Мальчики посещать училище тоже прекратили по той же причине. Далее не будем продолжать церковную летопись. Выпись из рукописной церковной летописи Горской  летописи  В.Шишонко.

         Ранее сего мы высказывали, что каменный храм в с.Горы во имя Воздвижения Креста Господня нашего Иисуса Христа освещен в 1821 году  миссионером Игуменом Ильею, а потому скажем о деятельности последнего несколько слов. Илья в мире Иоанны Матвеев, уроженец Соликамского уезда, сын священника, воспитывался сначала  на средства своей бедной матери, а в последствии, когда она хотела взять его из училища и пристроить  к причетническому месту, епископ Устин не отпустил его из училища, а поместил на казенное иждивение, дал ему возможность окончить курс семинарии, в числе студентов, оной в 1807 году. По окончании курса о.Илья был сначала в Юговском заводском  училище (Пермский уезд) учителем, затем здесь же священником, откуда переведен в Пермь, где одно время был преподавателем словесности в семинарии, и протоиреем в Н.Усолье и в Перми. Но овладев принял  монашество с именем Ильи, засим был посвящен в игумны и вскоре стал ……………….

         В это же время он был и миссионером, раскольники имея с ним дело уважали в нем правоту и непоколебимость его убеждений, что дало ему  название между ними  апостола. Его миссионерские обязанности неограничивались одною лишь губерниею, но и соседние – Тобольскую, Оренбургскую и Уфимскую, он умер на 49 году от рождения и архиепископ предал его земле. Преосвященный Аркадий  до такой степени любил о.Илью,Ю что не мог даже окончить  «отпуска» при выносе его тела в церковь. За обедней сказал весьма трогательное слово. О.Илья оставил после себя не мало поучительных слов на разные случаи (Ю.Шишонко)

         Под сим годом значится в переписных книгах кн.Дашкова И. «На Осе же, от слободы (н.г.Оса) версты две, за рекою Камою, и в Казанскую сторону, на берегу, под Городищем часовня, попа  черносвященника ИОНА  Прокопьева  Пошехонца,  да старца Арсения Мезенца, а строит тут государевой   богомолец монастырь (ныне на этом месте расположена деревушка «Монастырок», но самой обители не существует), во имя Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, да Изосима и Саватия Соловецких чудотворцев».

                                                                           (Шишонко)

         В сем же году князь Федор Бельский переписывал Соликамский уезд. Строгановы выдали за него свою сестру.

 

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: